Педагогическое эссе Меркуловой Светланы Ивановны, воспитателя МБОУ ЦО № 17 Дошкольное отделение, в номинации «Цитаты»
Хочу поблагодарить организаторов конкурса за идею и возможность погрузиться в тему здоровьесбережения. Она мне очень интересна в данный момент и актуальна во все времена. Мы, конечно, не так часто задумываемся о сохранении и укреплении здоровья подопечных, да что там: о здоровье своих собственных детей не так уж печёмся, как должно, а уж о собственном здоровье я и не говорю. Всё приносим на алтарь жертвенности в угоду работе, заботам, насущным проблемам…
А Мишель Монтенью учит, что всё должно быть наоборот: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”, — говорил ещё Цицерон. Действительно, это понимаешь, когда уже бывает поздно.
“Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно, “ — заключает Брегг. Вот, чему должны мы научить детей. А как это сделать, если мы не обладаем этим умением сами? Интересный вопрос, не правда ли?
“Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз, “ — пишет в стихотворении Ж. Жабаев. Так же, как глаза защищены от пыли и ветра бровями и ресницами, веками, от ярких лучей — солнцезащитными очками, от морской солёной воды — маской, так и в целом организм должны мы защищать. При том речь уже не только о физическом, но и психологическом здоровье. Очень сложная задача…
«Кто сказал, что должны молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!» — говорил известный педагог Я.А.Каменский. С ним солидарен В.А. Сухомлинский «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Вера в свои силы, мотивация — как же это важно. На мой взгляд, это самое главное. Сейчас многие педагоги говорят о низкой мотивации к обучению и воспитанию. Появился даже термин “внешняя мотивация”, когда дети до поры до времени делают то, что хотят родители, но, конечно, в полсилы. Получается, что мотивация связана и со здоровьем. И тут взаимообратная связь: мотивация — и средство, и цель.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения читаем о связи здоровья с социализацией :“Здоровье– это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое , психическое и социальное благополучие.”
“С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все» — гласит арабская пословица.
Фразы “ Здоровье – это движение.” и “ Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок”, принадлежащие перу Уильям Шекспира, мне очень близки. Первую я стараюсь применять не только в своей жизни, но и в работе с детьми. Если стоит выбор, чем заняться, всегда выберу подвижную деятельность. Тут нельзя переборщить. Ребёнку нужно выплеснуть энергию, в этой же деятельности он её и почерпнёт. Приезжаешь на тренировку по кардиоаэробике после работы, вечером, уставшая, начинаешь делать комплекс, завершаешь через полтора часа, счастливая и довольная, возвращаешься домой поздно и думаешь, не помыть ли пол. И моешь! Вот, что значит, рождение энергии через активные тренировки.
Часто в детском саду мы с детьми наблюдаем за животными и птицами. Кроме того, делаем упражнения, например, которые так и называются “Кошка-собака” и даже невидимым хвостиком виляем, чтобы быть гибкими и грациозными, как эти животные. Пенн Вильям говорил по этому поводу: “Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым.” Большое значение гимнастике придавал и Джон Локк :”Гимнастика удлиняет молодость человека.” Я бы добавила от себя: “И улучшает качество жизни”.
Посмотрите, как замечательно сказал о здоровье Мор Томас: “Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту.”
Сергей Крытый подытожил: “Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться.” Мы как раз расплачиваемся. Потому, что нам не привили, к сожалению, культуру здорового образа жизни. Понимая это, мы, педагоги, воспитатели, должны попытаться исправить такое положение вещей. Ведь, по большому счёту, мы растим детей почти так же, как растили нас. Только добавились гаджеты, они усугубили и отдалили нас и детей друг от друга.
Но не будем о грустном, тем более, что по мнению Христофора Якоба Бострема
“Веселые люди быстрей выздоравливают”.И Генри Дэвид Торо советует: “Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.” Тем более, что “Главное для нашего здоровья — это то, чтобы в числе его врагов не оказались мы сами.”(Бауржан Тойшибеков). А это уже зависит только от нас.
И как же прав Е. О. Комаровский, когда говорит: “ Счастливый ребенок – это, прежде всего, ребенок здоровый, и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке.” А мы, педагоги и родители, во главу угла ставим по привычке обучение, его результаты, даже когда здоровье страдает… Счастье без здоровья невозможно. Это понятно уже всем, друзья.
В заключении своего эссе хочу пожелать здоровья всем: детям и родителям,молодым и людям старшего поколения! Будьте здоровы!