Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Система здоровьесбережения в условиях кадетского корпуса

Педагогическое эссе в номинации «Заметки на полях» Марфиной Ольги Владимировны, учителя математики КГБОУ «Кедровый кадетский корпус»


 

Я второй год работаю учителем в Кедровом кадетском корпусе, здесь есть своя специфика работы с кадетами, отличающаяся от работы с обучающимися в общеобразовательных учреждениях. В течение этого периода стараюсь изучать материалы именно по кадетскому образованию, чтобы лучше понять особенности  системы работы с мальчиками. Для своего эссе я выбрала статью Марковской Е.А. «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников кадетского военного корпуса», чтобы лучше вникнуть в работу по здоровьесбережению, проводимую в Кедровом кадетском корпусе, увидеть пути решения проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья участников образовательного процесса в кадетском корпусе, применить в практической работе приёмы и методы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Своё эссе я построила на самых интересных для меня выдержках из статьи Е.А.Марковской и комментариях к ним.

В своей работе Е.А. Марковская пишет: «Условие сохранения и укрепления здоровья кадет находится на первом месте среди запросов всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, врачей) к результатам общего образования. ФГОС впервые определяют здоровье школьников, в качестве одного из важных результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья — в качестве приоритетного направления деятельности школы. Ключевые слова: здоровье, здоровьесохраняющее пространство.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является одним из ведущих направлений государственной политики в области образования. Поэтому одной из приоритетных задач обеспечения качества образования является сбережение и укрепление здоровья обучающихся».

Действительно, здоровье участников образовательного процесса является одним из ключевых аспектов образования. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся необходимо не только для физического благополучия, но и для успешного усвоения учебного материала, развития когнитивных способностей и формирования здорового образа жизни. В новых ФГОС осталось  в  приоритете направление на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы читаем:  

«Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь»

«Возрастающий объем учебной информации, домашнего задания, появление новых предметов провоцирует стрессы у детей и подростков. А ежедневный стресс пагубно влияет на физиологические и психические системы растущего организма. Проблемы экологического характера, связанные с негативным воздействием на здоровье людей условий города, проблемы социального характера, связанные с примерами асоциального поведения, снижения стрессоустойчивости людей в условиях быстрых изменений, техногенные факторы воздействия на человека — все это самым неблагоприятным образом сказывается не только на организме растущего человека, подрывая его здоровье, но и на социальном самочувствии ребенка»

Факторы, отмеченные Е.А. Марковской,  очень важно учитывать при разработке образовательных программ и планировании учебного процесса. И учителя, и администрация учебного заведения должны заботиться об оптимизации учебной/рабочей  нагрузки всех участников образовательного процесса. Здоровье педагогов тоже важно сохранять. Почему в контексте здоровьесберегающих технологий у нас принято говорить только о здоровье детей? Это противоречит хотя бы методу положительного примера.

«Важным звеном на этапе сохранения здоровья воспитанника является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Кроме профилактических мер актуальным становится реализация программ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, нацеленных на нейтрализацию воздействия агрессивных сред на человека. Системе дополнительного образования необходимо совершенствование форм организации досуга кадет, ориентированного на пропаганду здорового образа жизни, формирование представления о престижности здорового образа жизни»

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также проведение программ по нейтрализации агрессивных воздействий на человека являются ключевыми шагами для поддержания здоровья обучащихся. Современная быстроизменяющаяся реальность бросает вызов для систем воспитательной работы, дополнительного образования, медико-социальной службы. Необходимо успевать ориентироваться на профилактику и устранение последствий новых угроз для здоровья подрастающего поколения, например, инфекционных заболеваний, таких, как Ковид-19, корь, употребление новых психоактивных веществ.

«Для подростков, поступивших в кадетский военный корпус, становятся стрессом изменения условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к воспитанникам новыми преподавателями, и даже смена позиции «школьник» — «кадет СПбКВК» — все это является довольно серьезным испытанием для психики подростка. В адаптационный период наблюдалось, что воспитанники были более тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них происходило резкое снижение работоспособности, повышалась неорганизованность. Они становились забывчивыми, иногда нарушался сон, аппетит.

У большинства воспитанников подобные отклонения носили единичный характер и исчезли через 2–4 недели после начала обучения. Однако были воспитанники, у которых процесс адаптации затянулся на 2–3 месяца и даже больше. А, как известно, психологические затруднения в адаптации связаны и с заболеваниями детей и носят психосоматический характер. По данным медицинского пункта видно, что наибольшее обращение за медицинской помощью приходилось на сентябрь — октябрь, — период адаптации к новым условиям образовательной среды»

Соглашусь с автором, который подчеркивает важность учета психологического аспекта при переходе подростков в новую образовательную среду, особенно в кадетский корпус. Изменения условий обучения, проживания, общения, новые требования и роль «кадета» могут стать серьезным стрессом для подростков, что отражается на их психическом и физическом состоянии.

В девятые и десятые классы, где я работаю, регулярно приходят новые кадеты из общеобразовательных школ. Этих ребят стараюсь поддержать морально, настроить на успешную работу, на дополнительных занятиях помогаю повысить им учебный уровень по предмету, подключаю к этой работе одноклассников нового кадета, поддерживаю контакт с классным руководителем, с родителями кадета, с другими учителями, работающими в классе.  Совместными усилиями стараемся не допустить, чтобы подросток уходил от проблем с помощью болезни, а старался преодолевать трудности, успешно вливаться в коллектив.  

«С целью определения отношения воспитанников к активному образу жизни, занятиям спортом предлагалось оценить уроки физической культуры и свою занятость в спортивных секциях. Результаты показывают, что 80 % опрошенных воспитанников постоянно занимаются спортом, 20 % периодически посещают секции».

Данное высказывание подчеркивает важность осознания влияния физических упражнений, спорта, и здорового образа жизни на организм подростков. Большинство обучающихся понимают важность заботы о своем здоровье в будущем. Кадеты Кедрового кадетского корпуса посещают спортивные секции, например, десятиклассники активно занимаются полиатлоном и теннисом, занимают призовые места на соревнованиях различного уровня. Я замечаю, что такие ребята успешны и в учебной деятельности, несмотря на то что уходят с учебных занятий во второй половине дня, не посещают уроки во время соревнований.

«Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. При организации питания подростков 10–17 лет важно учитывать возрастные психофизиологические особенности, которые заключаются в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), медики свидетельствуют, что в это период организм подвержен риску переломов, увеличиваются травмы;
  • Идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка».

Важно отметить, что информация о здоровом образе жизни и питании должна быть доступной и привлекательной для подростков.

С учетом физиологических особенностей периода подросткового возраста важно обеспечивать адекватные условия для физической активности, правильного питания и психологической поддержки. Интенсивный рост организма, развитие систем и гормональные изменения требуют особого внимания к физической и эмоциональной нагрузке на подростков.

Понимание этих аспектов помогает организаторам образовательного процесса и родителям создать благоприятные условия для здорового развития и адаптации подростков к современной жизни.

«Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления воспитанник научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. По результатам мониторингового исследования отношения кадет к организации питания в столовой СПбКВК установлено, что у 40 % воспитанников отличный аппетит (в начале учебного года таких воспитанников было 24 %). 51 % — хороший аппетит, 8 % — средний. 21 % отмечают, что в их питании появились новые продукты, которых раньше они не пробовали, а сейчас постоянно употребляют.

Многие воспитанники имели слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания воспитанников были связаны с нарушением режима питания вне стен СПбКВК, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т. д. В настоящее время происходит значительное изменение отношения воспитанников к здоровому (рациональному) питанию, проводятся беседы, классные часы, направленные на формирование знаний о значение сбалансированного питания, как главной составляющей здорового образа жизни, как одного из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма. Результаты изучения показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья».

 «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу», —говорили древние мудрецы. В условиях кадетского корпуса легче, чем в семье, контролировать рацион питания подростков. Для многих ребят длительный отказ от вредных продуктов питания входит в привычку за время обучения, и эту полезную привычку они сохраняют в течение жизни, несут в свои семьи. Умение правильно питаться и выбирать полезные продукты важно не только для текущего состояния организма, но и для формирования здоровых привычек на всю жизнь.

«Данные диспансерного осмотра на этапе первичной адаптации воспитанников говорили о том, что у ребят слабо сформированы, а порой полностью отсутствуют, навыки самообслуживания в области гигиенических норм. Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни, однако педагогический коллектив столкнулся проблемой низких гигиенических навыков воспитанников (возникали сложности в каждодневном уходе за телом, зубами, одеждой, чистотой помещения)».

Гигиенические навыки родители прививают детям с рождения, но семьи разные, разные условия проживания и воспитания. В кадетском корпусе проблемы гигиены решает правильно составленный режим дня, за состоянием чистоты тела, одежды новобранцам помогают следить медики, воспитатели, командиры. Эффективная работа по формированию здоровых привычек и мотивации к здоровому образу жизни требует комплексного подхода, включающего в себя не только беседы и классные часы, но и создание благоприятной обстановки как в учебном заведении, так и за его пределами, именно в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей проще, на мой взгляд,  создать такую систему работы. Однако, дело это очень и очень ответственное. Это должны понимать все сотрудники кадетского корпуса от руководителя до техперсонала.

«Выявленные проблемы и недостатки с учетом имеющихся возможностей призвана решить программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников «Здоровьесберегающая среда — для всех участников образовательного процесса». Главной задачей всех структур, участвующих в реализации программы является сохранение и укрепление здоровья ребенка в процессе образования. Достичь высокого качества образования нельзя без создания в корпусе современного здоровьесберегающего пространства, внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий и психолого-педагогического сопровождения. Рассматривая здоровье человека как целостное многомерное понятие, включающее, согласно определению ВОЗ, физическую, духовную и социальную компоненты, и учитывая опыт осуществления здоровьесозидающей деятельности, можно выделить три основных направления реализации в корпусе здоровьесберегающей деятельности: 1-е направление. Создание внутренней среды корпуса, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность воспитанников и педагогов. 2-е направление. Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры воспитанников, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей. 3-е направление. Создание условий для оздоровления воспитанников. В соответствии с выделенными направлениями осуществляется решение задач Программы: – построение организационного механизма реализации Программы, формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса, а также сохранения и укрепления социальной компоненты здоровья; – оценка качества реализации здоровьесозидающей деятельности; – реализация корпусных мероприятий для субъектов образовательного процесса (педагогов, кадет, родителей) – наполнение информационного ресурса, обеспечивающего организационно-методическое сопровождение и стимулирование педагогической деятельности в области здоровьесозидающей деятельности Важными условиями реализации программы являются усиление взаимодействия в вопросах сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, организации повышения компетентности педагогических работников в вопросах здоровьесбережения, оказания методической поддержки в совершенствовании и реализации подпрограмм здоровьесбережения».

В статье Е.А. Марковской описан инструмент для решения проблем по здоровьесбережению — программа «Здоровьесберегающая среда — для всех участников образовательного процесса». Она  является важным инструментом для создания условий, способствующих улучшению физического, духовного и социального здоровья учащихся,  охватывает различные аспекты здоровья, начиная от организации безопасной среды до формирования готовности к самостоятельному уходу за собой.

Выделенные направления реализации программы позволяют эффективно решать задачи по укреплению здоровья воспитанников и созданию благоприятной здоровьесберегающей среды. Важным элементом является также оценка качества реализации здоровьесозидающей деятельности, что позволяет корректировать и улучшать программу в процессе ее выполнения.

Усиление взаимодействия между участниками образовательного процесса, повышение компетентности педагогических работников и методическая поддержка играют ключевую роль в успешной реализации программы. Эти условия способствуют созданию целостной здоровьесберегающей среды, которая благоприятно влияет на здоровье и общее благополучие всех участников образовательного процесса.

Источники:

Марковская, Е. А. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников кадетского военного корпуса / Е. А. Марковская, Н. К. Головачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76699/

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

ol.marf@yandex.ru

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 18-02-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля