Педагогическое эссе в номинации «Моё слово в педагогике» Кобзарёвой Оксаны Фёдоровны, заместителя директора по коррекционной работе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38».
В чем заключается применение здоровьесберегающих технологий при обучении слепых и слабовидящих школьников? Возможно ли реализовать принципы здоровьесбережения для обучающихся данной категории, если 90% информации мы получаем с помощью органа зрения – глаза? Как это сделать в условиях активного применения цифровых технологий в процессе образования?
Да, вопросов много, они мучают заинтересованных педагогов и любящих родителей, когда в класс приходит школьник с нарушением зрения. Как не навредить своему ребенку, как помочь сохранить остаточное зрение?
В нашем учреждении обучаются школьники с различными нарушениями зрительного анализатора, основная часть — инвалиды по зрению.
Основной целью здоровьесберегающей работы школы-интерната для слабовидящих обучающихся является коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии школьников, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
Обучение слабовидящих обучающихся прошедших ПМПК, получивших рекомендации комиссии организуется по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) слабовидящих /слепых обучающихся.
В программе прописаны требования к реализации программы, неотъемлемой частью которой является применение здоровьесберегающих технологий при организации процесса обучения.
Очень важно, что пролонгированные сроки обучения предполагают снижение учебной нагрузки, дифференцированный подход в темпе восприятия учебного материала каждого слабовидящего обучающегося.
Важным условиям здоровьесбережения наших школьников является учет зрительных нарушений, на основании которого педагог организует соблюдение режима зрительных нагрузок.
В процессе обучения педагог использует специальные методы, тифлопедагогические приемы, что обеспечивает слабовидящим обучающимся коррекционную направленность процесса обучения.
В школе для слабовидящих/слепых обучающихся образовательная среда оснащена теплотехническими средствами для оптимизации и индивидуализации процесса обучения, повышения его эффективности и доступности, что является важной составляющей здоровьесберегающей среды.
Условием успешной реализации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является вовлечение всех участников образовательной деятельности, именно вовлечение, которое предполагает заинтересованность каждого в получении общего результата.
Перед педагогами и родителями стоит задача сохранения и укрепления здоровья слабовидящих обучающихся.
Педагогами и специалистами учреждения (педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог -тифлопедагог) создается коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая среда, обеспечивающая сохранение физического и психического здоровья и оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка.
Коррекционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, преподаватель адаптивной физической культуры систематически проводит физическую зарядку, динамическую паузу, 2 раза в день воспитателями осуществляется прогулка, во второй половине включено занятие ритмикой. Работа по коррекции зрения проводится в течение всего урока, так как технология построения урока основана на требованиях тифлопедагогики с использованием различных приёмов сохранения и развития зрения (цветовые фоны, подставки). Обязательным элементом занятия является зрительная гимнастика, которая снимает зрительное напряжение, утомление, укрепляет мышцы глаз, что способствует сохранению остаточного зрения слабовидящего ребёнка.
Руководствуясь пословицей о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, педагоги учреждения и родители на личном примере демонстрируют плюсы здорового образа жизни.
Слабовидящие обучающиеся, их родители и педагоги участвуют в традиционных спортивных мероприятиях, достигая высоких результатов, повышая тем самым свою мотивацию к занятиям спортом, а также их значимость в жизни.
Таким образом, обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе для слабовидящих обучающихся возможно при систематической работе и взаимодействии всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, специалистов, родителей.
Реализация принципа здоровьесбережения возможна через осуществление следующих требований:
- охранительного режима;
- профилактики перегрузок: физических , умственных и психологических.
Использование здоровьесберегающих технологий способствует улучшению психологического климата в школьном коллективе, социализация слабовидящего обучающегося проходит более успешно, а родители, наблюдая счастливых детей, активнее и быстрее приобщаются к работе по укреплению здоровья.