Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Практика применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Педагогическое эссе в номинации  «Моё слово в педагогике» Кобзарёвой Оксаны Фёдоровны, заместителя директора по коррекционной работе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38».


 

В чем заключается применение здоровьесберегающих технологий при обучении слепых и слабовидящих школьников? Возможно ли реализовать принципы здоровьесбережения для обучающихся данной категории, если 90% информации мы получаем с помощью органа зрения – глаза? Как это сделать в условиях активного применения цифровых технологий в процессе образования?

Да, вопросов много, они мучают заинтересованных педагогов и любящих родителей, когда в класс приходит школьник с нарушением зрения.  Как не навредить своему ребенку, как помочь сохранить остаточное зрение?

В нашем учреждении обучаются школьники с различными нарушениями зрительного анализатора, основная часть — инвалиды по зрению.

Основной целью здоровьесберегающей работы школы-интерната для слабовидящих обучающихся является коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии школьников, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

Обучение слабовидящих обучающихся прошедших ПМПК, получивших рекомендации комиссии организуется по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) слабовидящих /слепых обучающихся.

В программе прописаны требования к реализации программы, неотъемлемой частью которой является применение здоровьесберегающих технологий при организации процесса обучения.

Очень важно, что пролонгированные сроки обучения предполагают снижение учебной нагрузки, дифференцированный подход в темпе восприятия учебного материала каждого слабовидящего обучающегося.

Важным условиям здоровьесбережения наших школьников является учет зрительных нарушений, на основании которого педагог организует соблюдение режима зрительных нагрузок.

В процессе обучения педагог использует специальные методы, тифлопедагогические приемы, что обеспечивает слабовидящим обучающимся коррекционную направленность процесса обучения.

В школе для слабовидящих/слепых обучающихся образовательная среда оснащена теплотехническими средствами для оптимизации и индивидуализации процесса обучения, повышения его эффективности и доступности, что является важной составляющей здоровьесберегающей среды.

Условием успешной реализации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является вовлечение всех участников образовательной деятельности, именно вовлечение, которое предполагает заинтересованность каждого в получении общего результата.

Перед педагогами и родителями стоит задача сохранения и укрепления здоровья слабовидящих обучающихся.

Педагогами и специалистами учреждения (педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог -тифлопедагог) создается коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая среда, обеспечивающая сохранение физического и психического здоровья и оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка.

Коррекционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, преподаватель адаптивной физической культуры систематически проводит физическую зарядку, динамическую паузу, 2 раза в день воспитателями осуществляется прогулка, во второй половине включено занятие ритмикой. Работа по коррекции зрения проводится в течение всего урока, так как технология построения урока основана на требованиях тифлопедагогики с использованием различных приёмов сохранения и развития зрения (цветовые фоны, подставки). Обязательным элементом занятия является зрительная гимнастика, которая снимает зрительное напряжение, утомление, укрепляет мышцы глаз, что способствует сохранению остаточного зрения слабовидящего ребёнка.

Руководствуясь пословицей о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, педагоги учреждения и родители на личном примере демонстрируют плюсы здорового образа жизни.

Слабовидящие обучающиеся, их родители и педагоги участвуют в традиционных спортивных мероприятиях, достигая высоких результатов, повышая тем самым свою мотивацию к занятиям спортом, а также их значимость в жизни.

Таким образом, обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе для слабовидящих обучающихся возможно при систематической работе и взаимодействии всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, специалистов, родителей.

Реализация принципа здоровьесбережения возможна через осуществление следующих требований:

  • охранительного режима;
  • профилактики  перегрузок: физических , умственных и психологических.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует улучшению психологического климата в школьном коллективе, социализация слабовидящего обучающегося проходит более успешно, а родители, наблюдая счастливых детей, активнее и быстрее приобщаются к работе по укреплению здоровья.

 

0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

oksana.kobzareva.

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 07-02-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля