Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Формы и приёмы сбережения здоровья младших школьников

Педагогическое эссе (номинация «Моё слово в педагогике») учителя начальных классов Кузбаевой Алимы Батыргалиевны Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Душанбе


 

По заключению Министерства Здравоохранения РФ

  • 14% детей можно считать практически здоровыми,
  • у 50% наблюдаются функциональные отклонения,
  • у 35-40% хронические заболевания.

Как меняется картина за время, проведённое за школьной партой?

  • в 5 раз возрастает количество заболеваний глаз,
  • в 3 раза – заболеваний пищеварительной и мочеполовой системы,
  • в 5 раз – проблемы с осанкой,
  • в 4 раза – нервно-психических отклонений,
  • более 60% учеников имеют проблемы с быстрым засыпанием, это говорит о нервном переутомлении и возможных учебных перегрузках,
  • полностью здоровыми можно считать около 1/3 учеников первых классов, однако к 6 классу число абсолютно здоровых обучающихся падает до 22 %.

Педагогам со стажем известно (они могут сравнить), в какой степени сейчас ухудшилось здоровье наших детей по сравнению, например, с десятилетней давностью. Это следствие малоподвижного образа жизни, долгих часов, проведённых за компьютером, телефоном и другими гаджетами, режима дня, сна, приёма пищи, качества самого питания. Всем известно, что хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье тесно связаны.

Педагог может лишь формально решать эту проблему, а может приложить все усилия для создания комфортной здоровьесберегающей среды на уроке. Во втором случае повышаются познавательная мотивация, уровень внимания, концентрации ученика, тревожность же и утомляемость, которые в конечном итоге могут привести к ухудшению состояния здоровья ребят, напротив, снижаются.

Если задуматься, что у учеников начальной школы всё впереди, что до окончания школы, а затем и вуза пройдёт ещё около 15 лет, то начинаешь понимать свою ответственность в этом вопросе. Считаю, что учитель начальных классов должен не только сохранить здоровье тех 14%, о которых сообщает Минздрав, но и помочь остальным детям улучшить состояние своего здоровья, укрепить его, чтобы в дальнейшем они смогли с успехом продолжить образование, чтобы оно было эффективным всю жизнь.

Хочу поделиться некоторыми приёмами, которые использую в системе в течение нескольких лет. Они приносят результаты.

Первое правило — проведение уроков на свежем воздухе при благоприятных погодных условиях. Конечно, не каждый урок может быть проведён во дворе школы, но чем чаще они будут, тем лучше для здоровья младших школьников. Не всегда такие уроки провожу целиком вне класса: это может быть первая или вторая часть урока. Выбор форм и содержания зависит от специфики условий, от потребностей и интересов детей, от возможностей педагога и ОУ. На первых двух пунктах понятно, останавливаться не буду, а вот на моих возможностях как педагога, на моём инструментарии, на находках — подробнее. Приведу несколько примеров того, как можно организовать работу на таком уроке.

  1. Закрепляем тему “Склонение существительных”. Готовлю 3 листочка формата А4 с надписями яркими маркерами: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение. 3 ученика стоят в трёх точках школьной площадке, подняв высоко над головой листочки, достаточно далеко друг от друга, чтобы исключить толчею и травмы. Если мысленно соединить эти точки, получится треугольник. Остальная часть класса стоит в центре воображаемого треугольника. Учитель стоит за границей треугольника. Он по очереди произносит существительные — ученики мысленно определяют склонение названного слова и из центра бегут к одному из учеников с табличкой. После того, как все распределились по группам в соответствии со своим выбором и движение прекратилось, учитель подходит к той группе ребят, которые правильно определили склонение названного существительного, даёт каждому балл (ракушку или осенний листочек). Учитель поднимает руку — школьники бегут в центр треугольника. И так много раз. Задание усложняется, если не все существительные, произносимые учителем, стоят в именительном падеже и в единственном числе. Например, это может быть такой порядок: нет задач, шалаш, кумач, много рощ, ночь, у дач. Для такой задачи уже требуется алгоритм: поставить слово в начальную форму, определить род и как оно оканчивается, установить склонение и только потом двигаться к нужной табличке. В результате использования этого приёма мы имеем смену позы, двигательную активность на свежем воздухе, ученики погружаются в игровую атмосферу, что хорошо для их психологического здоровья, все ребята, сдав ракушки получают оценки, что повышает мотивацию к изучению русского языка, учитель видит, с кем из учеников нужно позаниматься, чтобы отработать тему. Вместо всего этого ученики и педагог могли сидеть в классе и писать упражнение из учебника, определяя склонение существительных, потом учителю нужно было проверить тетради и только потом дети узнали оценки. Далее мы возвращаемся в класс и работаем за партами — физминутку уже проводить не нужно. Такую же работу можно организовать по любому предмету программы.
  2. Другая форма — соединение игры “Да-нетка” и игры-ходилки. Как это происходит? Заранее готовлю около 15 утверждений, часть из которых правильная, другая — нет. Ребята становятся в ряд, лицом к учителю. Педагог читает утверждение, если оно по мнению школьников  правильное, то они поднимают руки вверх, если неверное, то разводят руки в стороны. Учитель сообщает, кто прав — эти ученики дружно делают шаг вперёд, остальные ребята остаются на месте. Таким образом, к концу игры определяются финалисты, которые получают “5”, те, кто немного отстали — “4”. Так можно проверить знание биографии писателя, содержание художественного текста или нескольких (сказок, например), вообще, параграфа по любому предмету. Занимает такая форма проверки знаний не более 15 минут. Далее возвращаемся в класс, продолжаем работать по плану урока.
  3. Вот, как можно организовать двигательную паузу в классе (или, если вынести доски на улицу/ заменить их плакатами, то вне класса). Во время игры ученики чувствуют себя в безопасности и даже счастливыми (что очень полезно для их здоровья), а также они учатся преодолевать трудности, сотрудничать, договариваться, выполнять разные роли. Учитывая это, стараюсь любую форму работы сделать игровой по возможности. Так, например, использую соревновательный эффект для проверки знаний. Часто ученики испытывают чувство страха во время ответа у доски (это показывают результаты тестирования на уровень тревожности, проводимые нашим психологом). Как учитель может помочь ребёнку снять или уменьшить этот страх? Он может предложить ребятам соревнование по рядам. Ученики каждого ряда встают в конце классной комнаты в колонну друг за другом. Доска делится на три части, и каждая часть подписывается: “1-ый ряд”, “2-ой ряд”, “3-ий ряд” Ребятам нужно, например, писать слова — исключения на тему “Спряжение глагола”. Каждый пишет по одному слову. Чтобы увеличить двигательную активность, учитель предлагает выходить к доске особым образом: то на носочках, то на пяточках, то на внешней стороне стопы, то на внутренней, то огромными шагами, то двигаться спиной вперёд. Это очень весело и забавно, ребята концентрируются на выполнении показанного учителем движении, при этом ещё нужно слово вспомнить, всё это в быстром темпе — в результате боязни нет места совсем. В конце игры учитель просит ребят сесть, проверяет написанное, комментирует, объясняет (если нужно) и выставляет оценки победителям.

Вот некоторые формы организации, которые я использую на своих уроках. Кроме них, это, конечно, физминутки, зарядки для глаз, проветривание класса, смена видов деятельности, смена поз (часто мы работаем стоя или у окна, используя подоконник как парту). В совокупности с использованием приёмов арт-терапии это помогает мне создать комфортные условия для обучения, сохранить и укрепить здоровье моих учеников.

 

0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

AlimaK

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 31-01-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля