Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Мысли мудрых о здоровьесбережении в моём понимании

Педагогическое эссе в номинации “Цитаты” Ирины Евгеньевны, учителя начальных классов МАОУ «Центр образования № 53 им. И.В.Максимча» г.Уфа


 

С удовольствием обращаюсь к мыслям мудрых педагогов, писателей, учёных. Когда их читаешь, то будто общаешься с самыми умными людьми мира. Замечательно, что у нас есть такая возможность. Особенно в минуты раздумий: как поступить, как убедить, как найти в себе силы идти дальше, а правильно ли я поступила /ответила… Найдёшь ответ на свой насущный вопрос и радуешься, как ребёнок, нашедший спелую ягоду в лесу, а то и целую веточку с ягодами.

Мне кажется, что меньше всего знаем мы, педагоги, о здоровье, о том, как его сохранить, и здесь никак не обойтись без советов мудрейших. Именно поэтому я сразу определилась с выбором номинации.

Вот, что пишет КН. М. Амосов: «Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем — еще раньше, в семье, в детском саду…»

Отлично написано, не правда ли? И медики говорят о том же: в школу дети приходят уже с букетом отклонений и нарушений. Я работаю учителем начальных классов и осознаю всю ответственность педагогов в вопросе здоровьесбережения.

Очень мне нравятся слова О. К. Антонова. Он писал: « Настоящая физкультура – это разумное отношение к организму – вместилищу нашего разума – все 24 часа в сутки. Я хочу еще раз подчеркнуть: не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия 2 раза в неделю, а постоянная круглосуточная культура отношения к себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным». Действительно, при решении проблемы сбережения здоровья детей нельзя обойтись полумерами, формальными зарядками и уроками физкультуры. Нужно помочь ребёнку сформировать такой образ жизни, при котором он будет слышать потребности своего организма в отдыхе, в сне, в смене деятельности, в желании сменить позу и так далее. Это сложная задача, но выполнимая. Здесь необходимо брать в союзники родителей. Вот, что говорил об этом Гиппократ «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь» и «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». А И.В.Ильинский дал совет потомкам и современникам, который мне очень нравится :«Мой совет единственный – построить свою жизнь и свой распорядок дня таким образом, чтобы физкультура превратилась для вас в такую же непререкаемую необходимость, как сон, как дыхание».

Часто рассказываю детям биографию нашего прославленного полководца А. Суворова , который несмотря на слабое здоровье и запреты врачей занимался закаливанием, тренировался и увеличивал физические нагрузки, а затем прошёл путь от простого солдата до генералиссимуса. Вот и автор “Толкового словаря живого великорусского языка”, врач Владимир Иванович Даль советовал: «Закаливать – приучать ко всем лишениям, нуждам, непогоде». Я тоже считаю, что ребёнок должен быть готов к испытаниям, хотя бы к тому моменту, когда он станет выпускником школы, а может, и раньше.Поль Брег об этом замечательно и кратко сказал «Чтобы наслаждаться бесконечным здоровьем, надо работать над собой».А Жорж Демене писал о плодах правильного воспитания так: «Человека, получившего хорошее физическое воспитание, легко узнать по решительности и уверенности движений: он знает свои силы, умеет их прилагать и ими пользоваться, он не поддается усталости, потому что он – хозяин своих органов». Артур Шопенгауэр связывал здоровье и счастье: «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья человека».

Гораций дал вариант, когда мы ничего не делаем для сохранения и укрепления здоровья: «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь». Думаю, он имел в виду, что придётся побегать сначала по врачам, по аптекам и т.п. И Сократ поднимает тему врачей в строках: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который бы знал лучше полезное для его здоровья, чем он сам».

Ещё Аристотель давным-давно подметил: «Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». К.Д.Ушинский подчёркивал важность регулярных физических нагрузок для эффективной работы памяти: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения». А без памяти какое обучение?

И В.Ф. Базарный говорит, что только если ребёнок находится в движении, мозг его нормально работает. Платон, говоря об образовании, утверждал: «Для соразмерности и красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями». С этим мнением нельзя не согласиться.

И Иоганн Вольфганг Гете им вторит: «Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность».Томас Карлейль подчёркивает: «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы». А Генрих Гейне считает здоровье -единственной красотой: «Единственная красота , которую я знаю, — это здоровье».

Пифагор учил мере и предостерегал от излишеств во всём: «Не изнурять ты должен тело твое, а стараться пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы тело укреплялось, не зная излишеств и лени».

Ещё мне нравится высказывание Виктора Гюго: «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа». Действительно, если мы физически здоровы, то наш дух трудно сломить, то есть мы легче преодолеваем трудности. Это ли не цель для учителя — воспитать такого ученика, который сможет без помощи старшего наставника отправиться в далёкое самостоятельное плавание под названием “жизнь”. И о каком дальнейшем самообразовании, самовоспитании и саморазвитии мы, педагоги, можем рассуждать, если мы не создали для этого основы?

Завершить своё эссе хочу словами нашего писателя Николая Чернышевского:

«Прекрасное в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровье человека». Пусть наши ученики будут прекрасны во всём, как учил другой великий писатель и врач, Антон Павлович Чехов.

 

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

IRINA

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 31-01-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля