В основе их лежит приём технологии ТРИЗ «Лови ошибку». Что они дают?
- Позволяют за 10 минут проверить готовность класса к уроку, вспомнить содержание текста, подготовиться к дальнейшему анализу произведения, к сочинению по нему;
- Благодаря ключу, записанному перед уроком на доске, дают возможность провести взаимопроверку и взаимооценку, уже в начале урока все ребята получают оценки;
- При систематическом использовании формируют у учеников умение видеть и запоминать важные факты при прочтении текста художественного произведения, то есть навык осознанного и внимательного чтения (при использовании этой формы работы в среднем и старшем звене позволяет легко выполнять экзаменационные задания с верными и неверными суждениями, не допускать фактических ошибок при написании итогового сочинения по литературе);
- Выставление оценок за цифровые диктанты мотивирует читать тексты целиком, а не в сокращении, быть более внимательным на уроке (если часть текста читается во время занятия), а также мотивирует к продолжению самостоятельного чтения (если цифровой диктант составлен по началу художественного текста);
- Стимулирует выполнять домашнее задание более качественно, учиться перерабатывать информацию, развивать речь ( в дальнейшем ученики сами могут составлять цифровые диктанты);
- Формирует читательскую культуру и прививает любовь к чтению.
Как проводятся цифровые диктанты?
Учитель сообщает ребятам, что он подготовил для них 10 утверждений. Каждое утверждение читается 2 раза подряд и больше не повторяется (поэтому с ответом нужно определиться сразу – это исключает возможность списывания друг у друга). Цифровой диктант проводится в темпе, ответы должны даваться довольно быстро. Часть утверждений верная, другая – нет (даже если часть утверждения верная, но другая нет, то ставится минус). Ученики записывают номер суждения и рядом с ним ставят плюс или минус. Минус нужно пояснять рядом в скобках (исправить то, что неверно: имя, дата или другой факт).
Представляю вашему вниманию цифровые диктанты для 3 класса по следующим программным произведениям:
- Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Иван-царевич и серый волк»
- М.Горький «Случай с Евсейкой»
- А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
- И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
- В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
- К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
- А.И.Куприн «Слон»
- Л.Н.Толстой «Прыжок»
- М.М.Зощенко «Золотые слова»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Алёнушка и Иванушка остались одни-одинёшеньки, потому что их родители умерли +
- Когда Алёнушка пошла на работу, то оставила Иванушку дома — (взяла с собой)
- Идти до колодца было далеко +
- Коровье копытце, полно водицы – след от коровьего копытца, наполненный водой +
- Иванушка дважды просил разрешения напиться, сначала из коровьего копытца, потом из козьего — (трижды, второе – лошадиное копытце, всего три)
- Когда Иванушка превратился в козлёночка, Алёнушка расплакалась, мимо проезжал генерал, он стал её утешать — (купец)
- Алёнушка вышла замуж за купца, и стали они жить-поживать +
- Потом ведьма обманула Алёнушку, а сама оборотилась ею +
- Ведьма уговорила купца зарезать козлёночка +
- Слуга, посланный за козлёночком, услышал диалог Иванушки и Алёнушки и рассказал хозяину – это спасло обоих +
«Иван-царевич и серый волк»
- Жил-был царь Берендей, было у него 2 сына — ( 3 сына)
- Младшего звали Иваном +
- У Берендея был сад с золотыми яблоками +
- Кто-то стал сад посещать и яблоки похищать +
- Сыновья Берендея сами вызвались караулить сад. Сначала пошёл старший сын, потом средний +
- Оба сына проспали всю ночь и сказали батюшке об этом — ( сказали, что всю ночь глаз не сомкнули и никого не видели)
- Потом пошёл Иван-царевич, он играл в телефоне, чтобы не уснуть — (умывался росой)
- Младший сын не сумел поймать похитника, но узнал, что это жар-птица и принёс её перо отцу +
- Прошло время, и Берендей попросил сыновей добыть чудесную птицу +
- Пока Иван спал, Серый волк съел его коня +
А дальше может быть пересказ, например, от 1го лица (от имени Ивана-царевича или Серого волка.)
М.Горький «Случай с Евсейкой»
- Однажды Евсейка уснул на рыбалке и упал в воду — (не упал, а заснул, это ему приснилось)
- Под водой он стал рассматривать во сне морских обитателей +
- Глядя на рака, Евсейка вспомнил стихотворение «Дом – не тележка дядюшки Якова» +
- Рыбёшки сказали, что у Евсейки два хвоста, а чешуи нет +
- Большая рыба спрашивала у Евсейки: «Кто такая мама?» — («Кто такой папа?»)
- Евсейка сказал большой рыбе, что папа не сет рыбу, потому что у него на рыбу аллергия — (потому что она костлявая)
- Евсейка хотел плакать, но подумал, что в воде слёз не видно +
- Лангуст спрашивал у Евсейки «Который час? Который час?» +
- Евсейка предложил большой рыбе поиграть, но та не согласилась — (согласилась)
- Главный герой ухватился за жабры большой рыбы и вынырнул на поверхность, а на самом деле Евсейка уснул. +
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
- Автор «Сказки о царе Салтане…» – А.С.Пушкин +
- Ткачиха и повариха – сёстры молодой царицы +
- Царь Салтан уехал на войну, оставив жену +
- Ткачиха и повариха завидовали сестре и начали козни, используя гонца и обман в отсутствии царя +
- Бояре посадили царицу и её сына на корабль и отправили в море — ( в бочку)
- Царевич после освобождения отправился на рыбалку — ( на охоту)
- Далее царевич спасает прекрасную Лебедь, которая обещает Гвидону помочь в решении его проблемы на следующее утро +
- Проснувшись утром, царица и царевич увидели целый город, в котором царевича нарекли графом и посадили на трон — ( князем, а не графом)
- Корабельщики-путешественники посетили город Гвидона +
- Благодаря волшебству царевны Лебедь Гвидон превратился в шмеля — (в комара)
А дальше продолжаем читать или пересказывать.
И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
- Мартышка от рождения плохо видела — ( к старости слаба глазами стала)
- От людей Мартышка слыхала про очки +
- Три дюжины очков она достала — (полдюжины,или 6 штук)
- Мартышка производила с очками разные манипуляции, но не делала главного – не надевала их на глаза +
- В итоге она решила, что очки не действуют никак +
- С досады Мартышка разбила очки об асфальт — (о камень)
- И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает льстецов, но ещё более тех глупцов, кто воспринимает льстивые слова за чистую монету +
- Ворона с кусочком сыра взгромоздилась на сосну — ( на ель)
- Лисицу пленил сырный дух +
- Рыжей плутовке удалось заморочить голову Вороне – благодаря этому Лисице достался сыр +
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
- Была осень, шёл дождик, и Лягушка чувствовала себя так хорошо, что ей хотелось заквакать +
- Однако, она вспомнила, что сейчас осень, а квакают лягушки только летом — (весной)
- Увидев уток, которые опустились недалеко от неё и собирались поесть, Лягушка сразу подобралась к пернатым и начала общение — (сначала спряталась)
- Лягушке хотелось узнать, что такое запад — (юг)
- Узнав, что утки скоро летят, Лягушка попросилась с ними в путь +
- Подумав 7 минут о том, как ей полететь с утками, Лягушка придумала решение — ( 5 минут)
- Утки решили нести Лягушку попеременно +
- Вися на прутике, сначала Лягушка могла смотреть только назад и немного вниз — (немного наверх)
- Утки хвалили ум Лягушки +
- Когда Лягушка не сдержалась и открыла рот, чтобы ответить людям, её путешествие закончилось +
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
- Маша стояла у окна и не оборачивалась, чтобы не разбудить няню Сергевну — (Петровну)
- Папа Маши находился на Сахалине в длительной командировке — (на Камчатке)
- Мама Маши служила в театре +
- Она готовилась играть роль Белоснежки в спектакле — (роль Золушки)
- Когда Петровна и Маша уходили из комнаты, туда пробиралась ворона и старалась что-нибудь стащить +
- Из-за того, что лошадей заменили машины, воробьям стало голодно: овса не стало +
- Растрёпанного воробья звали Сашкой — (Пашкой)
- Когда ворона ударила клювом Пашку и он умирал, его спас милиционер +
- Потом Пашка жил у Маши безвылазно целых три дня — (сутки)
- Воробей назло вороне и в благодарность Маше стал возвращать украденные вещи. +
- Что произошло после того, как ворона украла стеклянный букетик? (пересказ, близкий к тексту)
А.И.Куприн «Слон»
- Доктора девочки Нади звали Иван Петрович — (Михаил Петрович)
- Иногда он приводил с собой ещё 3ёх докторов — (двух)
- Самый главный доктор советует маме девочки не давать дочке скучать +
- Надя вспоминает сон, в котором видела слона, и просит папу привести ей слона +
- Папа девочки покупает ей игрушечного слона, и Надя, увидев его, радостно хлопает в ладоши — (говорит «спасибо», но не радуется)
- Папа решает поехать в зверинец ,потому что дочка напомнила ему об обещании свозить её туда +
- После представления папа просит директора зверинца отпустить с ним слона +
- Директор сразу понимает просьбу и соглашается — (не сразу, сначала задаёт вопросы, узнаёт условия)
- Под покровом ночи слона приводят к Наде, разбудив её — (приводят в их дом, но тихо, никто не просыпается)
- Затея со слоном имела успех: уже на следующее утро Надя чувствовала себя здоровой +
Л.Н.Толстой «Прыжок»
- Обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика, сына боцмана, и залезла с ней на мачту — (сына капитана)
- Обезьяна начала рвать шляпу и кривляться, пассажиры смеялись +
- Тогда мальчик полез на мачту +
- Обезьяна, дразня мальчика, поднималась всё выше и выше +
- Мальчик преследовал обезьяну, не думая об опасности +
- Обезьяна повесила шляпу так высоко, что мальчику пришлось без страховки как канатоходцу идти за ней +
- Увидев это, толпа внизу перестала смеяться +
- Кто-то из пассажиров охнул от страха – от этого звука мальчик пришёл в себя и зашатался +
- В это время капитан вышел на палубу с громкоговорителем — ( с ружьём)
- Увидев сына, он крикнул сыну, чтобы тот слез — (чтобы сын прыгнул в воду)
М.М.Зощенко «Золотые слова»
- В детстве Минька и Лёля любили ужинать вместе со взрослыми +
- На одном ужине мамин начальник начал рассказывать, как вытащил пожарного из огня — (папин начальник)
- Лёля хотела рассказать подобную историю, только интереснее, но вышла неловкая ситуация +
- В результате папа запретил детям находиться за столом со взрослыми +
- Через 3 месяца, когда папа был в хорошем настроении, дети уговорили его разрешить им сидеть со взрослыми — (через 2 месяца)
- Масло с ножа Миньки упало в стакан с чаем, предназначавшийся папиному начальнику +
- Дети смолчали, не предупредили папиного начальника об этом, потому что отец запретил им говорить +
- Получив разрешение говорить, Лёля объяснила, как масло попало в чай +
- Взрослые сразу поняли, почему дети промолчали — (взрослые не понимали причины детского поведения)
- «За трусость наказывать не полагается,» – сказал папа в конце разговора — (за глупость)