Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Средство активизации учащихся на уроках литературного чтения

В основе их лежит приём технологии ТРИЗ «Лови ошибку». Что они дают?

  • Позволяют за 10 минут проверить готовность класса к уроку, вспомнить содержание текста, подготовиться к дальнейшему анализу произведения, к сочинению по нему;
  • Благодаря ключу, записанному перед уроком на доске, дают возможность провести взаимопроверку и взаимооценку, уже в начале урока все ребята получают оценки;
  • При систематическом использовании формируют у учеников умение видеть и запоминать важные факты при прочтении текста художественного произведения, то есть навык осознанного и внимательного чтения (при использовании этой формы работы в среднем и старшем звене позволяет легко выполнять экзаменационные задания с верными и неверными суждениями, не допускать фактических ошибок при написании итогового сочинения по литературе);
  • Выставление оценок за цифровые диктанты мотивирует читать тексты целиком, а не в сокращении, быть более внимательным на уроке (если часть текста читается во время занятия), а также мотивирует к продолжению самостоятельного чтения (если цифровой диктант составлен по началу художественного текста);
  • Стимулирует  выполнять домашнее задание более качественно, учиться перерабатывать информацию, развивать речь ( в дальнейшем ученики сами могут составлять цифровые диктанты);
  • Формирует читательскую культуру и прививает любовь к чтению.

Как проводятся цифровые диктанты?

Учитель сообщает ребятам, что он подготовил для них 10 утверждений. Каждое утверждение читается 2 раза подряд и больше не повторяется (поэтому с ответом нужно определиться сразу – это исключает возможность списывания друг у друга). Цифровой диктант проводится в темпе, ответы должны даваться довольно быстро. Часть утверждений верная, другая – нет (даже если часть утверждения верная, но другая нет, то ставится минус). Ученики записывают номер суждения и рядом с ним ставят плюс или минус. Минус нужно пояснять рядом в скобках (исправить то, что неверно: имя, дата или другой факт).

Представляю вашему вниманию цифровые диктанты для 3 класса по следующим программным произведениям:

  1. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  2. «Иван-царевич и серый волк»
  3. М.Горький «Случай с Евсейкой»
  4. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
  5. И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
  6. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
  7. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
  8. А.И.Куприн «Слон»
  9. Л.Н.Толстой «Прыжок»
  • М.М.Зощенко «Золотые слова»

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. Алёнушка и Иванушка остались одни-одинёшеньки, потому что их родители умерли +
  2. Когда Алёнушка пошла на работу, то оставила Иванушку дома — (взяла с собой)
  3. Идти до колодца было далеко +
  4. Коровье копытце, полно водицы – след от коровьего копытца, наполненный водой +
  5. Иванушка дважды просил разрешения напиться, сначала из коровьего копытца, потом из козьего  — (трижды, второе – лошадиное копытце, всего три)
  6. Когда Иванушка превратился в козлёночка, Алёнушка расплакалась, мимо проезжал генерал, он стал её утешать — (купец)
  7. Алёнушка вышла замуж за купца, и стали они жить-поживать +
  8. Потом ведьма обманула Алёнушку, а сама оборотилась ею +
  9. Ведьма уговорила купца зарезать козлёночка +
  • Слуга, посланный за козлёночком, услышал диалог Иванушки и Алёнушки и рассказал хозяину – это спасло обоих +

«Иван-царевич и серый волк»

  1. Жил-был царь Берендей, было у него 2 сына — ( 3 сына)
  2. Младшего звали Иваном +
  3. У Берендея был сад с золотыми яблоками +
  4. Кто-то стал сад посещать и яблоки похищать +
  5. Сыновья Берендея сами вызвались караулить сад. Сначала пошёл старший сын, потом средний +
  6. Оба сына проспали всю ночь и сказали батюшке об этом — ( сказали, что всю ночь глаз не сомкнули и никого не видели)
  7. Потом пошёл Иван-царевич, он играл в телефоне, чтобы не уснуть — (умывался росой)
  8. Младший сын не сумел поймать похитника, но узнал, что это жар-птица и принёс её перо отцу +
  9. Прошло время, и Берендей попросил сыновей добыть чудесную птицу +
  • Пока Иван спал, Серый волк съел его коня +

А дальше может быть пересказ, например, от 1го лица (от имени Ивана-царевича или Серого волка.)

М.Горький «Случай с Евсейкой»

  1. Однажды Евсейка уснул на рыбалке и упал в воду — (не упал, а заснул, это ему приснилось)
  2. Под водой он стал рассматривать во сне морских обитателей +
  3. Глядя на рака, Евсейка вспомнил стихотворение «Дом – не тележка дядюшки Якова» +
  4. Рыбёшки сказали, что у Евсейки два хвоста, а чешуи нет +
  5. Большая рыба спрашивала у Евсейки: «Кто такая мама?» — («Кто такой папа?»)
  6. Евсейка сказал большой рыбе, что папа не сет рыбу, потому что у него на рыбу аллергия — (потому что она костлявая)
  7. Евсейка хотел плакать, но подумал, что в воде слёз не видно +
  8. Лангуст спрашивал у Евсейки «Который час? Который час?» +
  9. Евсейка предложил большой рыбе поиграть, но та не согласилась — (согласилась)
  • Главный герой ухватился за жабры большой рыбы и вынырнул на поверхность, а на самом деле Евсейка уснул. +

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

  1. Автор «Сказки о царе Салтане…» – А.С.Пушкин +
  2. Ткачиха и повариха – сёстры молодой царицы +
  3. Царь Салтан уехал на войну, оставив жену +
  4. Ткачиха и повариха завидовали сестре и начали козни, используя гонца и обман в отсутствии царя +
  5. Бояре посадили царицу и её сына на корабль и отправили в море — ( в бочку)
  6. Царевич после освобождения отправился на рыбалку — ( на охоту)
  7. Далее царевич спасает прекрасную Лебедь, которая обещает Гвидону помочь в решении его проблемы на следующее утро +
  8. Проснувшись утром, царица и царевич увидели целый город, в котором царевича нарекли графом и посадили на трон — ( князем, а не графом)
  9. Корабельщики-путешественники посетили город Гвидона +
  • Благодаря волшебству царевны Лебедь Гвидон превратился в шмеля — (в комара)

А дальше продолжаем читать или пересказывать.

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»

  1. Мартышка от рождения плохо видела — ( к старости слаба глазами стала)
  2. От людей Мартышка слыхала про очки +
  3. Три дюжины очков она достала — (полдюжины,или 6 штук)
  4. Мартышка производила с очками разные манипуляции, но не делала главного – не надевала их на глаза +
  5. В итоге она решила, что очки не действуют никак +
  6. С досады Мартышка разбила очки об асфальт — (о камень)
  7. И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает льстецов, но ещё более тех глупцов, кто воспринимает льстивые слова за чистую монету +
  8. Ворона с кусочком сыра взгромоздилась на сосну — ( на ель)
  9. Лисицу пленил сырный дух +
  • Рыжей плутовке удалось заморочить голову Вороне – благодаря этому Лисице достался сыр +

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

  1. Была осень, шёл дождик, и Лягушка чувствовала себя так хорошо, что ей хотелось заквакать +
  2. Однако, она вспомнила, что сейчас осень, а квакают лягушки только летом — (весной)
  3. Увидев уток, которые опустились недалеко от неё и собирались поесть, Лягушка сразу подобралась к пернатым и начала общение — (сначала спряталась)
  4. Лягушке хотелось узнать, что такое запад — (юг)
  5. Узнав, что утки скоро летят, Лягушка попросилась с ними в путь +
  6. Подумав 7 минут о том, как ей полететь с утками, Лягушка придумала решение — ( 5 минут)
  7. Утки решили нести Лягушку попеременно +
  8. Вися на прутике, сначала Лягушка могла смотреть только назад и немного вниз — (немного наверх)
  9. Утки хвалили ум Лягушки +
  • Когда Лягушка не сдержалась и открыла рот, чтобы ответить людям, её путешествие закончилось +

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

  1. Маша стояла у окна и не оборачивалась, чтобы не разбудить няню Сергевну — (Петровну)
  2. Папа Маши находился на Сахалине в длительной командировке — (на Камчатке)
  3. Мама Маши служила в театре +
  4. Она готовилась играть роль Белоснежки в спектакле — (роль Золушки)
  5. Когда Петровна и Маша уходили из комнаты, туда пробиралась ворона и старалась что-нибудь стащить +
  6. Из-за того, что лошадей заменили машины, воробьям стало голодно: овса не стало +
  7. Растрёпанного воробья звали Сашкой — (Пашкой)
  8. Когда ворона ударила клювом Пашку и он умирал, его спас милиционер +
  9. Потом Пашка жил  у Маши безвылазно  целых три дня — (сутки)
  • Воробей назло вороне и в благодарность Маше стал возвращать украденные вещи. +
  • Что произошло после того, как ворона украла стеклянный букетик? (пересказ, близкий к тексту)

А.И.Куприн «Слон»

  1. Доктора девочки Нади звали Иван Петрович — (Михаил Петрович)
  2. Иногда он приводил с собой ещё 3ёх докторов — (двух)
  3. Самый главный доктор советует маме девочки не давать дочке скучать +
  4. Надя вспоминает сон, в котором видела слона, и просит папу привести ей слона +
  5. Папа девочки покупает ей игрушечного слона, и Надя, увидев его, радостно хлопает в ладоши — (говорит «спасибо», но не радуется)
  6. Папа решает поехать в зверинец ,потому что дочка напомнила ему об обещании свозить её туда +
  7. После представления папа просит директора зверинца отпустить с ним слона +
  8. Директор сразу понимает просьбу и соглашается — (не сразу, сначала задаёт вопросы, узнаёт условия)
  9. Под покровом ночи слона приводят к Наде, разбудив её — (приводят в их дом, но тихо, никто не просыпается)
  • Затея со слоном имела успех: уже на следующее утро Надя чувствовала себя здоровой +

Л.Н.Толстой «Прыжок»

  1. Обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика, сына боцмана, и залезла с ней на мачту — (сына капитана)
  2. Обезьяна начала рвать шляпу и кривляться, пассажиры смеялись +
  3. Тогда мальчик полез на мачту +
  4. Обезьяна, дразня мальчика, поднималась всё выше и выше +
  5. Мальчик преследовал обезьяну, не думая об опасности +
  6. Обезьяна повесила шляпу так высоко, что мальчику пришлось без страховки как канатоходцу идти за ней +
  7. Увидев это, толпа внизу перестала смеяться +
  8. Кто-то из пассажиров охнул от страха – от этого звука мальчик пришёл в себя и зашатался +
  9. В это время капитан вышел на палубу с громкоговорителем — ( с ружьём)
  • Увидев сына, он крикнул сыну, чтобы тот слез — (чтобы сын прыгнул в воду)

М.М.Зощенко «Золотые слова»

  1. В детстве Минька и Лёля любили ужинать вместе со взрослыми +
  2. На одном ужине мамин начальник начал рассказывать, как вытащил пожарного из огня — (папин начальник)
  3. Лёля хотела рассказать подобную историю, только интереснее, но вышла неловкая ситуация +
  4. В результате папа запретил детям находиться за столом со взрослыми +
  5. Через 3 месяца, когда папа был в хорошем настроении, дети уговорили его разрешить им сидеть со взрослыми — (через 2 месяца)
  6. Масло с ножа Миньки упало в стакан с чаем, предназначавшийся папиному начальнику +
  7. Дети смолчали, не предупредили папиного начальника об этом, потому что отец запретил им говорить +
  8. Получив разрешение говорить, Лёля объяснила, как масло попало в чай +
  9. Взрослые сразу поняли, почему дети промолчали — (взрослые не понимали причины детского поведения)
  • «За трусость наказывать не полагается,» – сказал папа в конце разговора — (за глупость)

 

0

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

ira-ira

0
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 23-01-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля