Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Цифровая грамотность как основной навык современного педагога

Цифровая грамотность как основной навык современного педагога

Действительность ставит педагога перед важными вызовами. Изменения, происходящие в системе образования, обязывают учителей соответствовать высокой профессиональной компетентности. Одна из составляющих этой компетентности – цифровая грамотность. Понятие «цифровая грамотность» сегодня включает в себя не только умение работать с компьютером, но и навыки практического характера. На основе идей западных исследователей П. Гилстера и Д. Белшоу можно выделить восемь аспектов цифровой грамотности: 

  • культурный (cultural) – культура поведения в интернете: от сетевого этикета до защиты конфиденциальности; 
  • когнитивный (cognitive) – компьютерная грамотность, навыки работы с программами; 
  • конструктивный (constructive) – умение создавать медиапродукты в интернете при соблюдении авторских прав; 
  • коммуникативный (communicative) – навыки конструктивного общения в цифровой среде; 
  • уверенного пользования (соnfident) – способность становиться полноправным членом интернет-сообщества; 
  • креативный (creative) – умение создавать нечто новое, используя онлайн-инструменты и среды; 
  • критический (critical) – анализ и оценка цифрового контента, инструментов и приложений; 
  • гражданский (civic) – способность использовать цифровую среду для самоорганизации. 

Рассматривая понятие цифровой грамотности применительно к педагогу, следует добавить аспект, касающийся его профессиональной деятельности, а именно умение применять цифровые технологии в педагогической практике в зависимости от возраста и интеллектуального уровня обучающихся.

Педагог сегодня должен иметь в виду, что дети легко разбираются в цифровых технологиях и способны хорошо учиться, только если им действительно интересно. В этом смысле прекрасным подспорьем для учителя служит навык цифровой грамотности. По мнению Н. Д. Берман, высококвалифицированному специалисту необходимо:

  • уметь разбираться с онлайн-службами;
  • общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся средств: смартфона, планшета, ноутбука, использовать чат или веб-камеру и так далее;
  • уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию;
  • применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда; 
  • использовать облачные технологии для работы в любом месте и в любое время. 

Все эти умения совершенствуют и модернизируют учебный процесс, но дело не только в модернизации.

Практика показала, что применение цифровых технологий на занятиях служит большей вовлеченности детей в образовательный процесс. Современный ребенок, окруженный гаджетами в свободное время, на занятиях с использованием информационных систем и ИКТ-устройств чувствует себя непринужденно. Таким образом, цифровая грамотность педагога служит неким фактором сокращения дистанции между участниками образовательного процесса – учеником и учителем, способствует их лучшему взаимопониманию. Повышение профессионального мастерства учителя сегодня невозможно без развития навыка цифровой грамотности.   

Курсы «Центра развития компетенций Аттестатика» всегда учитывают такой критерий, как цифровая грамотность педагога. А это значит, что вам нужно лишь выбрать и пройти любой необходимый курс. В процессе обучения вы познакомитесь с новыми инструментами и практиками, а в качестве полезного бонуса получите удостоверение о повышении квалификации. 

Кроме того, мы рады предложить вам участие в тематической Всероссийской олимпиаде «Цифровая грамотность педагога», прохождение которой позволит получить соответствующий диплом.

Источники: 

  1. Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology. – Т. 8. – № 6-2. – 2017. – С. 35 – 38.
  2. Колыхматов, В. И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога / В. И. Колыхматов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – № 8 (186). – 2020. – С. 156 – 160.
  3. Полякова, В. А. Цифровая грамотность педагога: возможности региональной системы повышения квалификации / В. А. Полякова // Нижегородское образование. – № 2. – 2019. – С. 40 – 46.
0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Rostoyuliya

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 11-01-2024

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля