Цифровая грамотность как основной навык современного педагога
Действительность ставит педагога перед важными вызовами. Изменения, происходящие в системе образования, обязывают учителей соответствовать высокой профессиональной компетентности. Одна из составляющих этой компетентности – цифровая грамотность. Понятие «цифровая грамотность» сегодня включает в себя не только умение работать с компьютером, но и навыки практического характера. На основе идей западных исследователей П. Гилстера и Д. Белшоу можно выделить восемь аспектов цифровой грамотности:
- культурный (cultural) – культура поведения в интернете: от сетевого этикета до защиты конфиденциальности;
- когнитивный (cognitive) – компьютерная грамотность, навыки работы с программами;
- конструктивный (constructive) – умение создавать медиапродукты в интернете при соблюдении авторских прав;
- коммуникативный (communicative) – навыки конструктивного общения в цифровой среде;
- уверенного пользования (соnfident) – способность становиться полноправным членом интернет-сообщества;
- креативный (creative) – умение создавать нечто новое, используя онлайн-инструменты и среды;
- критический (critical) – анализ и оценка цифрового контента, инструментов и приложений;
- гражданский (civic) – способность использовать цифровую среду для самоорганизации.
Рассматривая понятие цифровой грамотности применительно к педагогу, следует добавить аспект, касающийся его профессиональной деятельности, а именно умение применять цифровые технологии в педагогической практике в зависимости от возраста и интеллектуального уровня обучающихся.
Педагог сегодня должен иметь в виду, что дети легко разбираются в цифровых технологиях и способны хорошо учиться, только если им действительно интересно. В этом смысле прекрасным подспорьем для учителя служит навык цифровой грамотности. По мнению Н. Д. Берман, высококвалифицированному специалисту необходимо:
- уметь разбираться с онлайн-службами;
- общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся средств: смартфона, планшета, ноутбука, использовать чат или веб-камеру и так далее;
- уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию;
- применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда;
- использовать облачные технологии для работы в любом месте и в любое время.
Все эти умения совершенствуют и модернизируют учебный процесс, но дело не только в модернизации.
Практика показала, что применение цифровых технологий на занятиях служит большей вовлеченности детей в образовательный процесс. Современный ребенок, окруженный гаджетами в свободное время, на занятиях с использованием информационных систем и ИКТ-устройств чувствует себя непринужденно. Таким образом, цифровая грамотность педагога служит неким фактором сокращения дистанции между участниками образовательного процесса – учеником и учителем, способствует их лучшему взаимопониманию. Повышение профессионального мастерства учителя сегодня невозможно без развития навыка цифровой грамотности.
Курсы «Центра развития компетенций Аттестатика» всегда учитывают такой критерий, как цифровая грамотность педагога. А это значит, что вам нужно лишь выбрать и пройти любой необходимый курс. В процессе обучения вы познакомитесь с новыми инструментами и практиками, а в качестве полезного бонуса получите удостоверение о повышении квалификации.
Кроме того, мы рады предложить вам участие в тематической Всероссийской олимпиаде «Цифровая грамотность педагога», прохождение которой позволит получить соответствующий диплом.
Источники:
- Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology. – Т. 8. – № 6-2. – 2017. – С. 35 – 38.
- Колыхматов, В. И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога / В. И. Колыхматов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – № 8 (186). – 2020. – С. 156 – 160.
- Полякова, В. А. Цифровая грамотность педагога: возможности региональной системы повышения квалификации / В. А. Полякова // Нижегородское образование. – № 2. – 2019. – С. 40 – 46.