Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Фактологические диктанты по литературе для учеников 10 классов

Что представляет собой фактологический диктант? 

Он является викториной, состоящей из 15 ( или более) утверждений, среди которых есть верные и неверные утверждения. Вторые требуют пояснения, и ученики указывают, почему утверждение неправильное. То есть, школьники демонстрируют знание или незнание, готовность или неготовность к уроку. Зная, что предстоит фактологический диктант, читают текст целиком, а не в сокращении. Чем больше правильных ответов, тем лучше ученик усвоил содержание текста. 

Данное методическое учебное пособие,  посвященное биографиям и  творчеству русских писателей, входящих в школьную программу по литературе,  помогает подготовить ребят к анализу текстов, а затем и к сочинению по ним. 

Регулярно проведение фактологических диктантов по прочитанному произведению помогает ученикам лучше запоминать содержание текста, школьники учатся  обращать внимание на имена, звания, города, особенности композиции, сюжета, жанра, на художественные детали. На мой взгляд, стоит проводить такие диктанты регулярно, начиная с 5 класса, когда у ребят ещё высок интерес к чтению и тексты небольшие, в результате такой системной работы ученики будут дольше помнить прочитанные произведения. Считаю, что такая форма контроля наряду с ведением читательского дневника поможет также избежать фактических ошибок в итоговом допускном сочинении и справиться с формулировкой позиции автора при выполнении задания части 2 ЕГЭ по русскому языку.

М. Ф. Достоевский «Преступление и наказание»

  1. Раскольников был богатым студентом, который давал уроки (-) Нет, он был беден
  2. В финале сюжета Свидригайлов рассказал всем, кто на самом деле совершил убийство (-) Нет, под конец произведения он покончил жизнь самоубийством, застрелился
  3. Действие романа происходит в Петербурге (+)
  4. Следователь Пётр Петрович Лужин провёл психологическую беседу с Раскольниковым и выяснил, что он преступник (-) Следователем был Порфирий Петрович
  5. Мармеладов забрал последние деньги дочери и потратил их на выпивку (+)
  6. Соня была готова последовать за Раскольниковым, даже на край света (+)
  7. В одном из снов Раскольникову приснилась до смерти избитая корова (-) Лошадь
  8. Чаще всего Достоевский использует в описании Петербурга лимонный цвет (+)
  9. У Раскольникова не было в планах убивать Лизавету, она просто попалась под руку в ненужное время (+)
  10. Авдотья, сестра Раскольникова, вышла замуж за Разумихина (+)
  11. Произведение Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологической повестью (-) роман
  12. Достоевский учился в военном инженерно-техническом университете (+)
  13. Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве (+)
  14. Достоевский был женат на Светлане Исаевой (-) Марии
  15. Популярность писателя возросла практически сразу (-) Нет, в последние годы его жизни

 

М. Ф. Достоевский  «Белые ночи»

  1. В романе «Белые ночи» мечтатель был одиноким и тонко чувствующим человеком (+)
  2. Настенька громко плакала на берегу канала (+) 
  3. У Настеньки не было подруг, она чаще всего проводила время с бабушкой (+) 
  4. Популярность писателя возросла практически сразу (-) Нет, в последние годы его жизни
  5. Жених Настеньки вернулся в назначенное время и сделал ей предложение (-) Жених не вернулся, но Мечтатель успокоил Настеньку
  6. Эпиграфом к роману «Белые ночи» стали строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова (-) Тургенева
  7. Достоевский учился в военном инженерно-техническом университете (+)
  8. Действие романа происходит в Москве (-) В Петербурге
  9. Мечтатель защитил Настеньку от недоброжелателя, так они и познакомились (+)
  10. Мечтателю было всего 20 лет (-) 26
  11. Во время первой встречи Мечтатель назначает Настеньке свидание на следующий день на площади (+)  
  12. Достоевский был женат на Светлане Исаевой (-) Марии
  13. Во время второй встречи Настенька попросила Мечтателя рассказать, что он за человек, его историю (+)
  14. Мечтатель в разговоре с Настенькой замечает, что у таких, как он типов со временем не остаётся знакомых совсем (+)
  15. Достоевский является одним из классиков английской литературы (-) русской литературы 

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

  1. Повествование начинается с французской речи Анны Павловны (+)
  2. Долохов выиграл пари у англичанина, выпив бутылку рома (+)
  3. Князь Василий исполнил обещание, данное княгине Друбецкой, просившей его о своём сыне Борисе (+) 
  4. В основу произведения легли события Отечественной войны 1812 г (+)
  5. Один из первых гостей Анны Павловны был Пьер Безухов (-) князь Курагин 
  6. Толстой сильно любил детей, играл на балалайке (+)
  7. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере разных персонажей и разных социальных слоёв общества показал отношение людей к происходящим в стране и мире грандиозным историческим событиям. (+)
  8. Семейство Ростовых было не так богато, как Друбецкие (-) Друбецкие были бедны
  9. Толстой являлся участником обороны Севастополя (+)
  10. Изначально Наташе Ростовой нравился Николай (-) Борис 
  11. В семье Ростовых было двое детей (-) 5
  12. Князь Николай держал в строгости княгиню Марию. Вместе с ней он учил физику (-) геометрию
  13. Маша, когда брат отправился воевать, дала на прощание образок (+)
  14. Толстой родился в Ясной поляне (+)
  15. У Толстого было  8 детей (-) 13

 

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

  1. Н. В. Гоголь родился в Белоруссии (-) В Украине
  2. Будучи гимназистом, Гоголь написал поэму «Ганц Кюхельгартен», получил отрицательные отзывы, выкупил все экземпляры и сжёг их (+)
  3. Обучаясь в гимназии, Гоголь играл на сцене в спектаклях, особенно хорошо ему удавались роли старушек (-) стариков
  4. Гоголь окончил Нежинскую гимназию (+)
  5. Идею «Мёртвых душ» подкинул Н. В. Гоголю А. С. Пушкин (+)
  6.  Павел Иванович Чичиков – является главным героем поэмы «Мёртвые души»
  7. В 1й главе Чичиков въезжает в роскошную гостиницу, где невежливо разговаривал с новыми знакомыми (-) гостиница была бедна, Чичиков был очень вежлив со всеми
  8. Первоначально Чичиков выглядел, как незначительный персонаж (+)
  9. Манилов говорил мало, не имел своего собственного мнения (+)
  10. Ноздрёв был спокойным человеком, вёл тихую жизнь (-) был активен,  первым оказывался в какой-либо истории
  11. Коробочка была молодой женщиной, которая сама вела своё хозяйство и внимательно следила за ним  (-) Она женщина пожилых лет
  12. Чичиков от природы имел острый ум, умел «копить копейку» (+)
  13. Частью поэмы «Мёртвые души» является «Повесть о капитане Копейкине» (+)
  14. Всё в доме Собакевича напоминало самого хозяина, кроме элегантной мансарды, украшающей 3й этаж (-) в одноэтажном доме не было мансарды
  15. Увидев Плюшкина, Чичиков поначалу не мог понять, мужчина перед ним или женщина (+)

Фактологические диктанты созданы ученицей 10 класса Иванчиной Ольгой под руководством учителя русского языка и литературы Семёновой Галины Валерьевны в рамках работы над научно-исследовательским проектом.

2

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Семёнова Галина

2
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 20-10-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля