Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Письменная иноязычная речь: содержание понятия, особенности формирования навыков и умений  

Письменная иноязычная речь: содержание понятия, особенности формирования навыков и умений   

Письменная речь – это целенаправленное выражение мыслей при  помощи графических знаков с целью передачи информации. Обучение  письму является одним из видов речевой деятельности, обязательному к  овладению в процессе обучения ИЯ [см. Гальскова, 2006]. 

Письменная речь  относится к продуктивным видам речевой деятельности. В процессе  формирования умений письменной речи формируется коммуникативная  компетенция учащихся. Ариян М.А. под понятием «письменная речь»  подразумевал умение излагать мысли в письменной форме [см. Ариян, 2018]. Соловова Е.Н. имела мнение, схожее с Ариян М.А. По её мнению,  письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме [см.  Соловова, 2006]. Французский ученый Жан – Луи Шисс считает, что  письменная речь – это процесс сопоставления правильно сформулированных  и составленных предложений [см. Martinez, 2014].  

Согласно определению Гальсковой Н. Д., письмо – «продуктивная  аналитико – синтетическая деятельность, связанная с порождением и  фиксацией письменного текста [см. Гальскова, 2006]. 

Бредихина И. А. даёт следующее определение понятию: «Письменная  речь – письменная фиксация устного высказывания для решения  определённой коммуникативной задачи». [см. Бредихина, 2018].  

Замуруева Н.А. рассматривает письменную речь как «сложную  аналитико – синтаксическую деятельность, в которую входят механизмы  отбора слов, упреждения и критики текста». [см. Замуруева, 2009]. 

Иванченко А.И. считает, что письменная речь – это переход от  речевого намерения к письменному высказыванию. Наличие  сформированных навыков и умений у учащихся дает учащимся возможность  выражать свои мысли письменно. [см. Иванченко, 2016]. 

Навык, по мнению Иванченко А.И., — это минимальное бессознательное  действие, доведенное до автоматизма, а умение – это сознательное действие,  которое состоит из набора определенных навыков [см. Иванченко, 2016]. 

Из этих определений мы видим, что понятия «умение» и «навык»  имеют серьезные отличия. Разница между ними сказывается на способах,  средствах их формирования. Нельзя не отметить, что формирование навыков  – первично. 

Текс, как результат письма, имеет ряд особенностей:  

  1. Текст должен обладать композицией и структурой, выстроенной  логически. 
  2. Заголовок должен отвечать цели текста и отражать содержание. 
  3. Текст должен обладать индуктивной или дедуктивной формой  изложения мысли.  

При построении письменного текста присутствует определённая  логическая цепь: мотив, цель, предмет, адресат. Логика текста должна  прослеживаться в семантико – синтаксической и лексико – грамматической  структуре текста. [см. Месеняшина, 2007]. 

Формированию умений письменной речи отводится больше внимания  на среднем и завершающем этапе обучения. Данный процесс проходит в 3  этапа: восприятие, продукция, репродукция. 

  1. Этап восприятия. На данном этапе учащиеся знакомятся с  текстами, их структурой, проблематикой. Задания, предполагаемые на  данном этапе, заключаются в извлечении информации из текстов,  аудирований. 
  2. Этап репродукции. Репродуктивный этап предполагает задействование в речи уже имеющихся лексических запасов. На данном  этапе возможна самостоятельная письменная речь учеников с опорой на  тексты, схемы, иллюстрации. 
  3. Этап продукции. Ученики на данном этапе способны  продуцировать тексты, включающие в себя свою личную оценку,  мнение, выполнять различные письменные опоры без дополнительных  опор.  

Результативность освоения навыками письменной речи иностранного  языка требует выполнения определённых условий. Блонский П.П. среди  подобных условий выделял усидчивость, развитые навыки скорописи,  глубина и качественность анализа, а также связность изложения. [см.  Ястребова, 2014]. 

По мнению Арияна М.Е., формирование умений письменной речи  включает в себя 3 компонента:  

  1. Лингвистический: знание грамматического и лексического  материала, знание особенностей графической системы языка, а также знаний  орфографии
  2. Психологический: умение формулировать мысли, понимание  характера взаимодействия письменной речи с другими вида речевой  деятельности, учёт интересов и мотивов учащихся. 
  3. Дидактико – методический: умение использовать различные  виды опор, способность самостоятельно заниматься совершенствованием  собственных умений письменной речи. 

Письменная речь иностранного языка – один из самых сложных видов  речевой деятельности. Бредихина выделяет ряд трудностей, которые  необходимо учесть в процессе обучения:  

  1. Расхождение между звуковым и графическим планом речи.  2. Письменная речь более полная, с четкой структурой, что исключает  возможности опускать те или иные части предложения.  
  2. Наличие графико – орфографических особенностей во французском  языке. [см. Бредихина, 2018]. 

Несмотря на достаточно обширный опыт развития такого ВРД, как  письмо, проблемы обучения продолжают существовать, и главная из них – достижение результата. Все возрастающее информационное поле  современного мира диктуют необходимость расширения и развития арсенала  используемых методов обучения письменной речи для достижения  наилучших результатов в рамках образовательной школьной программы. 

Библиографический список 

  1. Ариян, М.А. Основы общей методики преподавания иностранных  языков: теоретические и практические аспекты [Текст]: учебное пособие / М.А. Ариян – М. : ФЛИНТА, 2018. – 160 с.  
  2. Бредихина, И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение  основным видам речевой деятельности [Текст]: учебное пособие / И.А.  Бредихина – Екатеринбург: Издательство Уральского Университета,  2018. – 108 с.  
  3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения ИЯ: лингводидактика и методика  [Текст] / Н.Д. Гальскова – М. : Издательский центр «Академия» 2006. – 336 с.  
  4. Соловова, Е.Н. Практическая методика обучения иностранным языкам.  Продвинутый курс. [Текст] / Е.Н. Соловова – М. : Астрель, 2010. – 272 с.  
  5. Cuq, J.- P. Cours de didactique du francais. [Текст] / J.- P. Cuq – Grenoble :  Presse Universitaires de Grenoble, 2013. – 452 с.  
0

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Александра Акинина

1
Меня зовут Александра, и я руководитель методического отдела ЦРК Аттестатика. Педагогическая деятельность для меня - жизненная необходимость, я никогда не представляла себя в другой роли. Ведь педагог - это больше, чем профессия. В настоящее время активно и с удовольствием помогаю педагогам повышать свою квалификацию и, безусловно, делаю это и сама.
Комментарии: 0Публикации: 4Регистрация: 18-09-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля