Автор эссе: А. П. Акинина, методист ДПО, руководитель методического отдела ООО «ЦРК АТТЕСТАТИКА»
Обновление и совершенствование системы образования определяет востребованность непрерывного профессионального роста педагога. Аттестация педагогических работников, на мой взгляд, не может быть расценена как результат. Аттестация — это путь постоянного, систематического развития педагога как профессионала и как личности.
Безусловно, современный педагог имеет огромные возможности для самообразования и развития в период подготовки аттестации. Тем не менее, это сам процесс аттестации и подготовки к ней все же представляет некие трудности для педагога. Среди них, безусловно, недостаток времени, мотивации, отсутствие четких механизмов прохождения процедуры, отсутствие методической поддержки. Также недопустимо оставлять без внимания еще одну проблему — недостаточный учет психологических фактов, влияющих на проведение аттестации.
Аттестация включает в себя два компонента: внутренний и внешний. Внутренний компонент аттестации — это непосредственно процедура аттестации, включающая анализ результатов работы педагога экспертами комиссии. Внутренним компонентом выступает самоанализ педагога своей деятельности. Ведь для того, чтобы подготовиться к прохождению аттестации педагогу предстоит обобщить, классифицировать и проанализировать опыт своей деятельности.
Процесс анализа деятельности, подготовка документации и прохождение процедуры создает определенную напряженность у педагога. Это обусловлено оценочным характером аттестации и важностью результатов. Результаты аттестации определяют внутреннее индивидуальное состояние педагога, влияют на мотивацию педагога и его дальнейшую карьеру.
Тем не менее, вопросами психологической комфортности прохождения процедуры аттестации в настоящее время уделяется недостаточное внимание.
В качестве доказательства явного присутствия данной проблемы, рассмотрим исследование кандидата педагогических наук Шахматовой Ольги Николаевны. Исследование было проведено в образовательных учреждениях города Екатеринбурга. В задачи исследования входило изучение процесса аттестации, установление возникающих противоречий и определение оптимальных психологических условий для подготовки педагогов к процедуре аттестации, ее успешному прохождению, формированию позитивного психологического самочувствия, направленности на дальнейшую реализацию профессионально-педагогического потенциала аттестующихся.
В исследовании приняли участие 144 педагога, 137 женщин и семь мужчин возрасте от 26 до 51 года, имеющих высшее образование, педагогический стаж от четырёх до 26 лет. Контент – анализ ответов показал, что полностью удовлетворены подготовка к проведению из самой процедуры аттестации 21 % педагогов, 32 % педагогов испытывают Частичную удовлетворённость и 47 % – не удовлетворены имеющимся возможностями и отмечают, что сложившаяся система подготовки проведения аттестации не отвечает запросам, потребностям и пожеланиям педагогов. Также, опрос показал, что 47% не получают помощь от специалистов (от администрации, методистов, психологов). При этом одна пятая опрощенных отметила острую нехватку психолога как помощника при подготовки к аттестации. Педагоги также отмечают, что в ходе подготовки испытывают переживания постоянного характера. Педагоги чувствуют себя психологически незащищенными.
Психологический комфорт в ходе прохождения процедуры аттестации является одним из условий ее успешного прохождения. Важно обратить внимание на организацию благоприятного психологического климата в период подготовки к аттестации, во время ее проведения и подведения итогов.
Процедура аттестации вызывает у педагогов напряжение и отрицательные эмоции. Педагоги проходят аттестацию в состоянии стресса и повышенной осторожности. Педагоги не знают, как вести себя и бояться навредить. Положительно настроенный педагог проявляет себя как профессионала и личность, с энтузиазмом говорит о своей работе и успешно проходит аттестацию. Педагог в состоянии стресса не способен полностью раскрыть себя, качественно и в полном объеме подготовиться к аттестации.
Необходимость подключения психолога к подготовке педагогов к аттестации в последнее время становится очевидна. Я убеждена, что современная система образования должна обеспечить педагогов комфортный психологический климат для педагогов на всех этапах аттестации. Безусловно, аттестация — важный компонент педагогической деятельность. Однако, аттестация не должна пугать педагогов, она призвана открывать перед ними новые профессиональные горизонты.
Список использованных источников
- Клюева Н. В. Аттестация педагогов глазами психолога // Ярославский педагогический вестник. 1999. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/attestatsiya-pedagogov-glazami-psihologa (дата обращения: 18.09.2023).
- Шахматова О. Н. Психологические аспекты аттестации педагогов // Научные исследования в образовании. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-attestatsii-pedagogov (дата обращения: 18.09.2023).
- Шаруева Е. О. Характеристика профессионального имиджа учителя в рамках современных стандартов образования // Известия ВГПУ. 2020. №8 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-professionalnogo-imidzha-uchitelya-v-ramkah-sovremennyh-standartov-obrazovaniya (дата обращения: 18.09.2023).