Стекло. Синий_

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Электронный журнал 

Образовательный контекст

Психологические аспекты аттестации педагогов

Автор эссе: А. П. Акинина, методист ДПО, руководитель методического отдела ООО «ЦРК АТТЕСТАТИКА»

Обновление и совершенствование системы образования определяет востребованность непрерывного профессионального роста педагога. Аттестация педагогических работников, на мой взгляд, не может быть расценена как результат. Аттестация — это путь постоянного, систематического развития педагога как профессионала и как личности. 

Безусловно, современный педагог имеет огромные возможности для самообразования и развития в период подготовки аттестации. Тем не менее, это сам процесс аттестации и подготовки к ней все же представляет некие трудности для педагога. Среди них, безусловно, недостаток времени, мотивации, отсутствие четких механизмов прохождения процедуры, отсутствие методической поддержки. Также недопустимо оставлять без внимания еще одну проблему — недостаточный учет психологических фактов, влияющих на проведение аттестации. 

Аттестация включает в себя два компонента: внутренний и внешний. Внутренний компонент аттестации — это непосредственно процедура аттестации, включающая анализ результатов работы педагога экспертами комиссии. Внутренним компонентом выступает самоанализ педагога своей деятельности. Ведь для того, чтобы подготовиться к прохождению аттестации педагогу предстоит обобщить, классифицировать и проанализировать опыт своей деятельности. 

Процесс анализа деятельности, подготовка документации и прохождение процедуры создает определенную напряженность у педагога. Это обусловлено оценочным характером аттестации и важностью результатов. Результаты аттестации определяют внутреннее индивидуальное состояние педагога, влияют на мотивацию педагога и его дальнейшую карьеру. 

Тем не менее, вопросами психологической комфортности прохождения процедуры аттестации в настоящее время уделяется недостаточное внимание. 

В качестве доказательства явного присутствия данной проблемы, рассмотрим исследование кандидата педагогических наук Шахматовой Ольги Николаевны. Исследование было проведено в образовательных учреждениях города Екатеринбурга. В задачи исследования входило изучение процесса аттестации, установление возникающих противоречий и определение оптимальных психологических условий для подготовки педагогов к процедуре аттестации, ее успешному прохождению, формированию позитивного психологического самочувствия, направленности на дальнейшую реализацию профессионально-педагогического потенциала аттестующихся. 

В исследовании приняли участие 144 педагога, 137 женщин и семь мужчин возрасте от 26 до 51 года, имеющих высшее образование, педагогический стаж от четырёх до 26 лет. Контент – анализ ответов показал, что полностью удовлетворены подготовка к проведению из самой процедуры аттестации 21 % педагогов, 32 % педагогов испытывают Частичную удовлетворённость и 47 % – не удовлетворены имеющимся возможностями и отмечают, что сложившаяся система подготовки проведения аттестации не отвечает запросам, потребностям и пожеланиям педагогов. Также, опрос показал, что 47% не получают помощь от специалистов (от администрации, методистов, психологов). При этом одна пятая опрощенных отметила острую нехватку психолога как помощника при подготовки к аттестации. Педагоги также отмечают, что в ходе подготовки испытывают переживания постоянного характера. Педагоги чувствуют себя психологически незащищенными. 

Психологический комфорт в ходе прохождения процедуры аттестации является одним из условий ее успешного прохождения. Важно обратить внимание на организацию благоприятного психологического климата в период подготовки к аттестации, во время ее проведения и подведения итогов. 

Процедура аттестации вызывает у педагогов напряжение и отрицательные эмоции. Педагоги проходят аттестацию в состоянии стресса и повышенной осторожности. Педагоги не знают, как вести себя и бояться навредить. Положительно настроенный педагог проявляет себя как профессионала и личность, с энтузиазмом говорит о своей работе и успешно проходит аттестацию. Педагог в состоянии стресса не способен полностью раскрыть себя, качественно и в полном объеме подготовиться к аттестации. 

Необходимость подключения психолога к подготовке педагогов к аттестации в последнее время становится очевидна. Я убеждена, что современная система образования должна обеспечить педагогов комфортный психологический климат для педагогов на всех этапах аттестации. Безусловно, аттестация — важный компонент педагогической деятельность. Однако, аттестация не должна пугать педагогов, она призвана открывать перед ними новые профессиональные горизонты. 

Список использованных источников 

  1. Клюева Н. В. Аттестация педагогов глазами психолога // Ярославский педагогический вестник. 1999. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/attestatsiya-pedagogov-glazami-psihologa (дата обращения: 18.09.2023).
  2. Шахматова О. Н. Психологические аспекты аттестации педагогов // Научные исследования в образовании. 2006. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-attestatsii-pedagogov (дата обращения: 18.09.2023).
  3. Шаруева Е. О. Характеристика профессионального имиджа учителя в рамках современных стандартов образования // Известия ВГПУ. 2020. №8 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-professionalnogo-imidzha-uchitelya-v-ramkah-sovremennyh-standartov-obrazovaniya (дата обращения: 18.09.2023). 
1

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Александра Акинина

1
Меня зовут Александра, и я руководитель методического отдела ЦРК Аттестатика. Педагогическая деятельность для меня - жизненная необходимость, я никогда не представляла себя в другой роли. Ведь педагог - это больше, чем профессия. В настоящее время активно и с удовольствием помогаю педагогам повышать свою квалификацию и, безусловно, делаю это и сама.
Комментарии: 0Публикации: 4Регистрация: 18-09-2023

Вы можете поделиться этой публикацией:

VK
Telegram
OK
WhatsApp
Email
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Если отчества нет, оставьте это поле пустым
Генерация пароля